20 ДНЕЙ НОВОГО ЗАКОНА "О ГОСЗАКУПКАХ"

Информационный ресурс ЮРЛИГА
21 октября 2015 года
Колонка эксперта
 

О части изменений в законодательство о госзакупках мы уже писали в статье «9 новаций Закона о госзакупках». Давайте рассмотрим все другие изменения, ведь многие из них являются существенными, прогрессивными и долгожданными.

Уже три недели как действуют изменения в Закон «О государственных закупках». Участники и заказчики привыкают, авторы законопроекта 2087 радуются, а в Минэкономики предупреждают, что это еще не последняя трансформация тендерного законодательства. Давайте же рассмотрим изменения в Закон "О госзакупках" и проанализируем их целесообразность.

1. Сужение полномочий

Сейчас годовой план, а также изменения к нему уже не нужно подавать в Казначейство. Обязанность по его проверке исключено из списка полномочий этого органа. Нужно только размещать материалы на веб-портале, то есть на ресурсе https://tender.me.gov.ua. Это положительный момент, ведь фактически уменьшилось количество бумажной работы для Заказчиков.

Также уменьшен объем полномочий Минэкономики, в частности по проверкам. Ведь функция мониторинга переведена на Госфининспекцию и ее органы на местах.

2. Представление документов победителем

Наиболее обсуждаемым нововведением является освобождение участников торгов от необходимости подавать весь список документов в предложении. Такая обязанность возлагается только на победителя. Он должен в течение 10 дней после объявления результатов торгов предоставить заказчику документацию, подтверждающую его соответствие квалификационным критериям. Однако возникает вопрос: как участник должен успеть собрать все справки за 10 дней? Ведь, например, справка об отсутствии судимости выдается в течение 15 (при особой проверке - 30) дней. И как тогда участник уложиться в выделенный ему срок? Пока неизвестно.

3. По поводу протоколов

Нужно обнародовать протокол оценки предложений конкурсных торгов. Эта норма непосредственно направлена на борьбу с коррупцией, ведь теперь участники могут четко увидеть причину, почему они проиграли торги. А не прибегать к заказчику с просьбами разъяснений, которые чаще всего последними игнорировались.

В протоколах, например в протоколе утверждения годового плана, протоколе отклонения, протоколе утверждения документации конкурсных торгов (ДКТ), нужно указывать результаты поименного голосования членов комитета конкурсных торгов. То есть на членов комитета возлагается персональная ответственность за то или иное решение, принятое комитетом.

4. Уточнение критериев

Заказчик обязан установить один или несколько квалификационных критериев, по которым он будет отбирать участников торгов или участников предварительной квалификации. Ранее у заказчика было такое право, а теперь это уже необходимость. Причем к таким критериям можно отнести следующие - наличие:

  • оборудования и материально-технической базы;
  • работников соответствующей квалификации;
  • опыта выполнения аналогичных договоров (подтвержденного документально);
  • финансовой состоятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам).

5. Обжалование

Если жалобщик подает в Антимонопольный комитет жалобу, а потом ее отзывает, отказавшись от своих претензий, то Комитет должен прекратить рассмотрение жалобы. Данная норма, с нашей точки зрения, является несправедливой. Ведь при рассмотрении жалобы Антимонопольный комитет может обнаружить определенные существенные правонарушения процедуры. Однако в случае отказа должника от жалобы он фактически не может дать дальнейший ход выявленным нарушением, а должен прекратить «расследование».

Срок для подачи жалобы сокращен. Раньше можно было обжаловать ДКТ за день до конечного срока подачи предложений, теперь же можно не позднее, чем за 4 дня.

Если участник оспаривает условия ДКТ и в результате рассмотрения жалобы заказчика обязывают в принудительном порядке внести в документацию изменения, то после их внесения участник уже не имеет права снова подавать жалобу. Это сделано для того, чтобы участники не затягивали процедуру. То есть, нужно оспаривать сразу все пункты, которые вас не устраивают, - целесообразное изменение для экономии времени.

6. Ошибки - не причина для отклонения

Формальные ошибки не могут быть основанием для отклонения предложения. Более того, предусмотрено, что ДКТ должна содержать описание и примеры таких ошибок. В частности, формальными считаются ошибки, связанные с оформлением предложения и не влияющие на его содержание, а именно - отсутствие нумерации страниц, подписей, печатей на отдельных документах, технические ошибки и описки. Это достаточно позитивный момент, ведь ранее практика отклонения предложений через нахождение в них ошибок была достаточно распространена.

В запросе ценовых предложений разрешено исправлять арифметические ошибки. Теперь торги по причине их наличия отменять не надо.

7. Отмена процедуры

Непонятным, как для нас, является момент исключения факта сговора участников из перечня причин для отмены торгов. Получается, что участники сколько угодно могут договариваться между собой и специально сбивать цену, но на исход торгов это никак не повлияет. Это нечестно, ведь все идет к переходу системы на электронные закупки, и сбивание цен на аукционе может существенно помочь заказчику сэкономить. А участника, наоборот, подведет к заключению экономически невыгодной сделки.

Добавлено основания для отмены переговорной процедуры. Переговорная процедура закупки отменяется заказчиком в случае:

  • если заказчиком допущены нарушения порядка опубликования информации о применении переговорной процедуры закупки, и/или нарушения, которые повлияли на объективность определения победителя процедуры;
  • невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам госзакупок;
  • отсутствия дальнейшей потребности в закупке;
  • сокращения расходов на осуществление закупки;
  • неподписания участником договора о закупке в срок, установленный заказчиком при проведении переговоров с участником (участниками) переговорной процедуры.

Продолжение реформы

Реформирование системы госзакупок набрало в этом году бешеных оборотов. Во-первых, было запущено систему ProZorro - пилотный проект по переводу допороговых закупок на электронные площадки. Во-вторых, Законопроектом 2087а внесены многочисленные изменения в законодательство о госзакупках, часть из которых была действительно долгожданная. В-третьих, разработан проект Закона «О публичных закупках», который планируют принять до конца 2015 года.

По словам сторонников реформы, проект ProZorro уже оправдал себя, ведь помог сэкономить бюджету около 320 млн. грн. за несколько последних месяцев. Например, Днепропетровская ОГА отчитывается о 5000000 сэкономленных средств за период с 21 августа.

Говоря о Законопроекте «О публичных закупках», то Минэкономразвития недавно анонсировало его разработку. Документ должен стать основой для перехода всей системы государственных закупок на базу ProZorro. Планируется, что все торги без исключения будут проводиться на электронной основе. Причем термин «публичные закупки» введен по нескольким причинам: он лучше соответствует европейской терминологии (Public Procurement) и является «чистым», в отличие от «госзакупок», которые уже напрямую ассоциируются в народе с коррупцией.

Законопроектом планируется внести следующие изменения:

  • Количество процедур закупки уменьшат до трех следующих: открытые торги, конкурентный диалог (аналог предыдущей квалификации) и переговорная процедура.
  • В состав тендерных комитетов можно будет вводить не только работников предприятия, но и специальных лиц - профессиональных закупщиков. Более того, будут созданы Центральные закупочные организации, которые будут осуществлять обслуживание сразу нескольких заказчиков. То есть делается шаг к постепенной профессионализации госзакупок.
  • Введут процедуру обжалования результатов торгов, которой сейчас в ProZorro нет, и тому подобное.

Сейчас документ не зарегистрирован как Законопроект, однако руководители проекта планируют, что он будет принят до конца года. А полный переход госучреждений на электронную систему закупок сможет состояться уже до конца 2016 года. Надеемся, что в итоге эта реформа станет прогрессивным достижением современного общества, а не очередным фейком.


Мир юридических услуг, госзакупки, юрист Киев, тендеры, Хоружа Любовь

ЛЮБОВЬ ХОРУЖА

Партнер, 
Управляющая практики государственных закупок
Компании «МИР ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ»

044 383 28 82
050 81 314 81