9 НОВАЦИЙ ЗАКОНА О ГОСЗАКУПКАХ

Информационный ресурс liga.net
7 октября 2015 года
Рубрика "Мнения"
 

15 сентября Верховной Радой был принят проект Закона от 16.06.2015 г.. № 2087а «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок по приведению их в соответствие с международными стандартами и принятию мер по преодолению коррупции» (далее – Закон). Документ, которому «дали добро» во втором чтении, претерпел нескольких трансформаций, был окружен массой обсуждений и все же донес до конечной редакции те нововведения, которые изначально закладывались авторами. На сегодняшний день документ подписан Президентом, опубликован и вступил в действие. Давайте проанализируем, что нового в тендерном законодательстве…

1. Ценовой порог

Прежде всего, Законом поднят ценовой порог закупок. Теперь, если ожидаемая стоимость закупки составляет более 200 тыс. грн. - для товаров и услуг, 1,5 миллиона гривен - для работ, то процедура будет проводиться по Закону.  При меньшей стоимости – заключается прямой договор. Это вполне разумное изменение, ведь курс доллара вырос, цены поднялись, и прежний порог перестал соответствовать реалиям.

2. Обязательность справок

Отменена норма об обязательности полного пакета документации для каждого участника. Заказчику запрещено требовать любые справки, которые есть в наличии в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным. Такая информация участниками подается на тендер в произвольном виде. И только победитель должен после завершения торгов предоставить заказчику подтверждающие оригиналы.

3. Публикация на английском

Увеличен стоимостный порог для обязательной публикации объявления на английском языке, но почему-то только для работ. Сумма увеличена с 500 000 евро до 5 150 000 евро (около 129 млн. грн.). То есть в случае проведения торгов на закупку работ на сумму свыше 129 млн. грн., заказчик обязан опубликовать на сайте Минэкономики свое объявление также и на английском. А вот для заказчиков, что закупают товары и услуги, такая необходимость возникает уже при превышении суммы в 3,3 млн. евро (133 тыс. грн.). 

Соответственно, возникает несколько вопросов: чем обусловлен разрыв аж в 125 миллионов гривен? Почему решили фактически ограничить доступ иностранных участников к торгам по работам? И что это за работы такие со стоимостью в 130 млн. грн.? Пока ответа на этот вопрос мы не находим.

4. 40 дней на подачу

Еще одна новация закона также касается публикации объявления на английском языке и связана со сроками. Так, срок для подачи предложения в случае публикации объявления о закупке на английском языке продлен до 40 дней с момента публикации. Таким образом, уменьшив стоимостный порог для обязательной публикации «английских» объявлений, законодатель увеличил срок, необходимый для проведения самой процедуры.

5. Сообщение об изменениях

Законом уменьшен срок, в течение которого заказчик может обнародовать изменения требований к документации или откорректировать запрос ценовых предложений. Рассмотрим на практике.

Раскрытие предложений конкурсных торгов должно состояться 15.10.2015 года. Заказчик принимает решение о внесении изменений в документацию 12.10 и переносит дату раскрытия на 23.10 (не менее чем на 7 календарных дней). В соответствии со статьей 10 Закона в предыдущей редакции он подает на обнародование данные изменения не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения, а именно 15.10. Данные изменения, в соответствии с порядком работы веб-портала tender.me.gov.ua, будут обнародованы 20.10 (на 3й рабочий день). 

Итак, участники смогут ознакомиться с изменениями в документации только за 3 дня до даты раскрытия предложений конкурсных торгов. Фактически времени на любые действия (получение необходимых документов, переоформление предложения) у них не остается. К примеру, справка налоговой об отсутствии задолженности перед бюджетом выдается минимум 5 рабочих дней.

Но принятый закон устранил эту коллизию. Документ обязывает заказчика обнародовать изменения в документации в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения и переносить дату раскрытия на более длительный срок, а именно – на 7 рабочих дней.

6. Открытие информации о цене

Новшеством Закона является требование демонстрировать содержание документа с информацией о цене. По нашему мнению, данная новация является наиболее прогрессивной, поскольку будет способствовать преодолению коррупции. Обратимся к практике.

На торги подано 2 предложения - фирмой А и фирмой Б. Первым раскрывают предложение фирмы А, а затем при объявлении цены фирмы Б называют сумму ниже предыдущей. И участник А, даже будучи уверенным, что цена у конкурента выше, никак не может доказать это. Ведь права на ознакомление с предложением у него нет. А фирма Б, которая находится в сговоре с заказчиком, потом просто перешивает собственное предложение, подгоняя его под нужную цену. И все. Фактически доказать махинации невозможно.

Предоставляя участникам, присутствующим при вскрытии, возможность ознакомиться с ценами своих конкурентов, законодатель устраняет возможность описанных выше махинаций. Очевидное уменьшение коррупционных рисков.

7. Объяснение причин отклонения

Участник, предложение которого отклонено, может теперь обратиться к заказчику с требованием подробно объяснить причины отклонения его предложения. То есть уточнить, почему оно не соответствует условиям документации конкурсных торгов, в частности технической спецификации и/или квалификационным критериям. Из практики участия в торгах можем сказать, что ситуации, когда заказчиком отклонено предложение участника, а причина указана как просто ссылка на статью (без расшифровки, какое именно несоответствие обнаружено), не редкость.

Однако и этот коррупционный риск законом преодолен. Теперь на данное требование заказчик обязан ответить в течение 5 дней, причем обоснованно, без формальных отписок.

8. Изменения в запрос ценовых предложений

Еще одной положительной новацией является возможность внесения изменений в запрос ценовых предложений. При этом срок подачи и раскрытия продолжается на 5 рабочих дней, а на заказчика возлагается обязанность уведомить участников об изменениях. Принятие этой нормы было несомненным необходимостью, ведь раньше в случае необходимости внесения изменений в запрос, торги нужно было отменять и заново начинать процедуру. Естественно, затягивалось время, тратились лишние деньги и нервы участников и самого заказчика.

9. Порог для запроса ценовых предложений

Изменения коснулись и процедуры запроса ценовых предложений. Конкретнее - увеличен стоимостный порог для ее проведения. Существующий порог в 300 000 грн. подняли до 500 тыс. грн. Это существенный плюс для участников, ведь данная процедура намного проще и проводится быстрее (месяц для запроса по сравнению с двумя месяцами для торгов).

Конечно, перечислены далеко не все нововведения Закона №2087а. Но уже с их анализа можно прийти к выводу, что Закон прогрессивный, действительно отразил в себе необходимые изменения и устранил значительное количество очевидных коллизий Закона в предыдущей редакции.


Мир юридических услуг, госзакупки, юрист Киев, тендеры, Хоружа Любовь

ЛЮБОВЬ ХОРУЖА

Партнер, 
Управляющая практики государственных закупок
Компании «МИР ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ»

044 383 28 82
050 81 314 81