ТЕНДЕРНАЯ ПАЛАТА ВОЗВРАЩАЕТСЯ?

Портал бизнес новостей business.ua
18 сентября 2015 года
Рубрика "Колонки. Бизнес"
 

В последнее время законодательство, государственный аппарат и даже общественный строй в Украине со всех сторон пытаются активно изменить. Но, к сожалению, как показывает опыт, чаще всего все эти нововведения превращаются лишь в псевдореформы, не давая никакого положительного эффекта украинскому обществу. Неужели так и с системой электронных закупок ProZorro? 

Иногда возникает впечатление, что выращиваемый годами бюрократизм, коррупция и «откаты» способны задушить даже самые отчаянные новации и самих честных реформаторов. Большинство достойных проектов просто зарываются в землю. А те, что внедряются в жизнь, со временем оказываются не такими уж и прогрессивными, действенными и полезными, как их представляли широкой общественности. Это закономерность.

Сейчас речь пойдет о реформировании системы государственных закупок, процессе, который уже полгода как запущен, но в обществе еще до сих пор не пришли к единой точке зрения относительно его полезности. Разберемся, возможно ли сегодня в Украине все-таки «честное» внедрения «честного» проекта, да еще и во всеукраинском масштабе? Или не все так ProZorro, как нам представляют?!

Полгода в действии

Уже полгода в Украине тестируется система электронных торгов ProZorro, являющаяся частью реформы системы госзакупок. За это время проект обзавелся значительным количеством сторонников и не меньшим числом противников. Однако, несмотря на фронтальность точек зрения, реформа набирает обороты.

Чем же особенна и что собой представляет реформа? На самом сайте организации находим такую ее характеристику: «PROZORRO - система, созданная по инициативе общественных организаций, коммерческих площадок, государственных органов и предпринимателей. Наша цель - прозрачное и эффективное расходование государственных средств, а также предотвращение коррупции благодаря общественному контролю и расширению круга поставщиков».

Никакая реформа у нас в стране не может происходить без участия законодателя. С одной стороны - это контроль, с другой - препятствия. Но основатели ProZorro просчитали этот нюанс и решили начать внедрение пилотного проекта по допороговым закупкам (не требующим законодательных изменений).

С первого взгляда проект, который зародился в виде стартапа, несет в себе очень глубокую и искреннюю мечту об искоренении коррупции. Актуально, не поспоришь. Его основатели подчеркивают, что ProZorro развивается на общественных началах, а все работники (как минимум, около 50 человек так называемого «ядра»), вкладывают свои усилия в проекте бесплатно. Зная ситуацию в стране, трудно поверить, что столько людей будет искренне, за идею, безвозмездно работать на благо государства.

Поддержка «сверху»

Какой бы прогрессивной не казалась система, а, очевидно, одного желания активистов для замены ею существующей системы госзакупок мало. Однако, как показывает практика, за последние полгода реформа ProZorro достаточно неплохо набрала обороты. В чем секрет?

Если копнуть глубже, то оказывается, что популяризации системы помогают довольно влиятельные люди «сверху». Прежде всего, это один из основателей ProZorro - Александр Стародубцев, который сейчас занимает скромный пост в Минэкономики и продвигает идею реформирования системы госзакупок изнутри. Кроме того, с самого начала проект заручился надежной поддержкой Дмитрия Шимкива - замглавы Администрации Президента по вопросам реформ.

Уже хотя бы эти два человека, обладающие властью и админресурсом, смело могут повлиять на внедрение чего-либо. Все зависит от их заинтересованности в позиционировании той или иной реформы. Остается надеяться, что их намерения честные и прозрачные.

Как бы там ни было, а эффективность поддержки «сверху» дает свои результаты. Хотя система работает уже полгода, только недавно проявились признаки ее «активного внедрения».

С начала сентября не перестают поступать сообщения от различных госучреждений (больниц, школ, райсоветов) о том, что их «обязывают» перейти на закупки через систему ProZorro. Пока эти установки имеют рекомендательный характер (если можно так воспринять «совет сверху»), но в ближайшее время ожидается их официальное документальное подтверждение.

Опасения оправданы

Навязывание сверху является не единственным «интересным моментом» ProZorro. Главное опасение у субъектов рынка закупок - платность участия. Такой вывод можем сделать как из многочисленных дискуссий по этому поводу, в том числе на профессиональных форумах и на сайте самого проекта.

Противники реформы говорят о завуалированности реформы и о постепенном возвращении тендерной палаты. «Почему? - Возникает искренний упрек оптимистов. - Ведь система новая, открытая и не имеет ничего общего с пережитками прошлого?». Все дело в плате за участие в торгах, которая взымается с участников за каждую заявку на участие в тендере. Сумма, конечно, небольшая (как для многомиллионных заказов) - 350 гривен за одну процедуру, но это только начало работы системы, и кто знает, что будет дальше. В этом вся проблема...

Субъекты рынка государственных закупок опасаются, что скидки и порог в 35 тыс. грн. со временем исчезнут, сумма в дальнейшем будет расти и в итоге станет непосильной ношей для тех, кто изъявляет желание принять участие в торгах на небольшие объемы и суммы товара. Проанализируем. По статистике сайта участники, особенно если речь идет о небольших суммах закупок (например, закупаются ручки и карандаши), ежедневно подают по 10-20 заявок. В месяц это около десяти тысяч гривен оплаты за участие. При этом выигрыша хотя бы в одном тендере никто не гарантирует, а деньги не возвращаются.

Более того, система имеет и ряд других недостатков. В частности, пока нет возможности обжаловать результаты торгов, то есть действия тендерного комитета. Кроме того, прозрачность системы теряется на этапе исполнения договора, так как проект не охватывает этот этап. Эксперты указывают на еще один недостаток, который проявит себя уже в ближайшее время - отсутствие специалистов с необходимой компетенцией и опытом работы в системе.

Что из этого получится?

Уже к концу года основатели проекта планируют, что ProZorro станет частью системы государственных закупок. А если быть точнее - заменит существующую коррумпированную на 99% систему полностью прозрачной и почти идеальной новой, которая перейдет на баланс государства.

Очевидно, что проект ProZorro таки активно обсуждается обществом. Так, на 24 сентября 2015 года запланирована конференция «Современное состояние и перспективы развития электронных закупок в Украине», на которой будут обсуждены преимущества и недостатки существующей системы госзакупок и перспективы ProZorro. А на сайте официального интернет-представительства Президента Украины можем найти зарегистрированную петицию с требованием обязать районные, местные, областные госадминистрации полностью перейти на электронные закупки через систему ProZorro.

Так ли все хорошо как позиционируется? Очевидно, что недостатков достаточно, а доводы противников вполне справедливы. Безусловно, для составления целостной картины следует подробно разобраться во всех нюансах и подводных камнях проекта. И нужно делать это быстрее, потому что если ProZorro станет частью государственной системы, то критиковать что-либо будет уже поздно.

ВИТАЛИЙ МАЦЕЛЮХСвіт юридичних послуг, Виталий Мацелюх, Мир юридических услуг, юрист Київ, юристы Киев, юридические услуги

Адвокат, Управляющий партнер
Компании «МИР ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ»

044 383 28 82
050 669 45 52