ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ: БИЗНЕС В ЗОНЕ РИСКА

Информационный ресурс ЮРЛИГА
7 августа 2015
Рубрика "Аналитика правоприменения"
  

Украинское законодательство более-менее понятно тем, кто стабильно работает в определенной нише и уже знает все её «подводные камни». Если же бизнес-ситуация не совсем традиционная, то в одночасье может возникнуть масса проблем. Поскольку оказывается, что законодательные акты противоречат друг другу. А представители госвласти не знают, какой норме отдать предпочтение. Если еще при этом стоит вопрос о пополнении госбюджета, то можно сразу хвататься за голову. Потому, скорее всего, прибыли Вам не видать как собственных ушей!

А ситуация следующая...

Помощь из-за границы

Началась эта история с того, что нам решили помочь. Благодаря международным программам и активному сотрудничеству с европейской организацией А на государственном уровне принимается решение о предоставлении средств райсовету области Б. Целевая направленность финансирования конкретная - закупка для учреждения медицинского оборудования. Форма - международная техническая помощь (МТП).

Казалось бы все просто. Средства из-за рубежа заходят на счет райсовета. Конечно, средства немаленькие - скажем, 1 млн. гривен. Поэтому в соответствии со ст.2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» для приобретения необходимого оборудования учреждение должно провести тендер.

Одним из условий является то, что оборудование должно быть приобретено райсоветом без НДС, ведь выделенные на это средства - МТП. Эти торги организуют, успешно проводят, в результате чего победителем признано Компанию В. Для выполнения условий договора, заключенного с райсоветом, Компания В планирует закупить оборудование у своих поставщиков из-за границы. Обычная, казалось бы, внешнеэкономическая операция. Деньги перечисляют, товар, направляясь на Украину, приезжает на таможню для таможенного оформления. Но вот именно в этот момент возникает проблема...

Буква закона

Обратимся к законодательству. Согласно с ч.2 ст. 270 Таможенного кодекса Украины правила налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, другими кроме пошлины таможенными платежами, устанавливаются Налоговым кодексом Украины (НКУ).

В п.197.11 статьи 197 НКУ закреплено, что имущество, ввозимое в Украину как международная техническая помощь, освобождается от налогообложения. К слову МТП - финансовые и другие ресурсы и услуги, которые в соответствии с международными договорами Украины предоставляются донорами на безвозмездной и безвозвратной основе в целях поддержки Украины (извлечение из Порядка привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи, утвержденного постановлением Кабмина от 15 февраля 2002 года № 153).

То есть вполне логично, что райсовет, рассчитывая стоимость предмета закупки, исходил из того, что медицинское оборудование, которое будет поставляться ему победителем, будет освобождено от налогообложения. Аналогично думали и участники торгов при расчете цены предложения. Но ситуация обернулась несколько иначе.

Проблемы на практике

Райсовет при получении МТП из-за рубежа выступил исполнителем данного проекта, то есть лицом, взявшим на себя обязанность по его реализации. В тот момент, когда деньги «зашли» на его счет, они в соответствии с п.197.11 статьи 197 НКУ были освобождены от налогообложения.

Далее при подготовке тендерной документации райсовет обозначил требование о том, что товар ему должен быть продан без НДС. Иначе он поступить просто не мог, так как казначейство бы не пропустило другие требования, ведь в райсовет эти средства пришли как освобожденные от налогообложения.

Компания В, выиграв в тендере, заключает с госучреждением договор на закупку ему оборудования. Оно заказывается у поставщика из-за границы с расчетом, что таможенное оформление пройдет также с освобождением от уплаты налогов согласно п.197.11 ст. 197 НКУ. Однако по факту на таможне товар задерживают.

Все логично

Некоторое время уходит на то, чтобы разобраться, ведь работники на границе сами не знают, как правильно действовать в данной ситуации. В итоге принимается решение, что компания В должна уплатить налоги, ведь:

1. Освобождение от налогообложения по п.197.11 статьи 197 НКУ уже состоялось, когда товар (денежные средства) зашел в Украину из-за границы.

2. Реализовать право на налоговые льготы можно только на основании предоставления следующих документов (перечислены в Письме Министерства доходов и сборов от 21.02.2014 г. «О таможенном оформлении международной технической помощи»):

  • Регистрационной карточки проекта МТП, которая выдается Министерством экономики;
  • Плана закупок товаров, приобретаемых на средства МТП.

При этом в регистрационной карточке нужно обязательно указать адрес официального сайта Минэкономики, по которому размещены такой план закупок и перечень организаций-исполнителей, которые заявили право на налоговые льготы.

Следовательно, если лицо претендует на предоставление ему налоговых льгот по МТП, то оно должно числиться в списке льготников на сайте Минэкономики.

Конечно, компании В не могло быть в этом списке, ведь она не непосредственный исполнитель по МТП, а только субъект, выполняет обязательства по закупке медоборудования. Поэтому от налогообложения на границе ее освобождать отказались. К слову, в случае уплаты налогов их размер не только перекрывает прибыль компании В, но и грозит ей существенными убытками.

На 5 шагов вперед

Заказчик ждет, сроки истекают, а товар задержали на таможне. Такие ситуации в бизнес практике встречаются регулярно. Чаще всего причина тому - конфликт с госорганами. Иногда даже просчитав все риски невозможно предсказать, какой очередной трюк ради пополнения госбюджета придумают налоговики.

В этой ситуации очевидно, что причиной конфликта стала недостаточная осведомленность компании В по поводу законодательных нюансов. Ведь в бизнесе не стоит верить на слово госорганам, лучше все проверять лично. Часто при более детальном изучении нормы документов могут трактоваться совершенно не так, как кажется на первый взгляд. И важнейшей чертой становится умение просчитывать всё на 5 шагов вперед. К слову, для этого и работают профессиональные юристы и бухгалтеры…

Краснов Іван, нові ставки, судовий збір

ИВАН КРАСНОВ

Партнер, 
Управляющий практики налогового права и судебного процесса 
Компании «МИР ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ»

044 383 28 82
099 549 28 27