КАК ГОСУДАРСТВО «ДРЕССИРУЕТ» БИЗНЕС

Газета "Закон и бизнес"
№30 (1224) от 25-31 июля 2015
Рубрика "Бизнес и законодательные инициативы"
 

До недавнего времени украинские бизнесмены и не догадывались, каким боком может вылезти им контроль валютных операций. Коснулся этот «дамоклов меч», в первую очередь, предпринимательского сегмента, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность. Какая же беда постигла не ожидающих возмездия мелких нарушителей закона?

Под двойным контролем

Согласно ст.2 закона «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 №185/94-ВР импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, превышающей 180 календарных дней, требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития. Статья 9 декрета КМ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 №15-93 закрепляет обязанность граждан Украины декларировать имущество, которое пребывает за пределами страны свыше определенного срока.

То есть фактически, если в течение 180 дней с момента предоплаты товар не попадает на таможенную территорию Украины, субъекту необходимо задекларировать свои денежные средства, находящиеся за границей. Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.2 закона №185/94-ВР Национальный банк может при необходимости ввести (на срок до полугода) другие сроки расчетов, к примеру, сокращенные до 90 дней.

Если же перечислить за границу предоплату в одном размере, а получить товар на несколько другую (меньшую) сумму, то получается, что часть средств осталась за границей и, соответственно, также должны быть задекларированы в течение определенного срока (к примеру, 90 дней). Если же этого не сделать, то возникает факт нарушения внешнеэкономического законодательства и к субъекту должны быть применены санкции в соответствии со ст.37 Закона «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 №959-XII.

Дабы законодательство Украины не нарушалось, две контролирующие инстанции – банки и налоговые органы – следят за валютными операциями. Первые обязаны это делать в силу своей деятельности, напрямую связанной с денежными переводами. Вторые же по определению контролируют весь сектор экономики страны.

Сговор контролеров

В феврале 2015 года, налоговики, исполняя долг по наполнению госбюджета, собрали всю информацию о «недостачах», которые были оставлены субъектами предпринимательства в ходе своей деятельности за границей, и передали её в Минэкономики. Министерство же, поддержав инициативу Государственной фискальной службы, издало приказ о применении ко всем провинившимся субъектам ВЭД санкций в виде индивидуального режима лицензирования. 

Таким образом, в один момент все компании, попавшие в этот «список счастья», обзавелись серьезными проблемами в части дальнейшего ведения деятельности с иностранными контрагентами. Ведь индивидуальное лицензирование – это достаточно проблемный процесс получения разрешений от государства (лицензий) на каждую (!) внешнеэкономическую операцию. Соответственно ввезти/вывезти товар или перечислить валюту за границу для них теперь стало не так просто.

Попало под санкции не много не мало, а 218 субъектов – как юридические лица, так и ФОП – все те, кто есть в перечне, приложенном к приказу Минэкономики от 27.02.2015 №189. К слову, аналогичные проблемы получили и нерезиденты (приказ №190).

Со стороны государства принятие такого документа вполне логично и законно: норма закона нарушена, меры приняты, виновники наказаны. Только вот с точки зрения предпринимателей ситуация обретает слегка иной окрас. Большинство компаний, попавших в список, и не догадывались, что являются такими уж злостными нарушителями. Ведь подобные «недостачи» проскакивали в их практике уже не первый год. 

Как это происходило?

К примеру, компания А. заключает с компанией Б., зарегистрированной в Германии, внешнеэкономический контракт на покупку товара. Компания А. проплачивает компании Б аванс в 100 евро за товар, который должен быть поставлен в следующем месяце. Однако за месяц курс евро меняется (или влияют какие-то иные факторы). Соответственно компания Б. проводит корректировки стоимости товара и пересылает в Украину уже товар на сумму 95 евро. Де-факто все честно и логично, но де-юре компания А. оставляет за границей незадекларированные 5 евро.

Подобные ситуации отнюдь не были редкостью для внешнеэкономических операций. Так сложилась практика, что государство закрывало глаза на эти небольшие суммы. Однако в один прекрасный февральский день налоговики решили: а почему бы не пополнить бюджет за счет этого? И передали данные о нарушителях в Минэкономики. О последствиях вы уже знаете.

Да, никто не отрицает, что нарушения законодательства присутствует. Однако адекватно налоговые органы должны были провести проверку по валютному контролю на «неугодном» предприятии и по результатам выявленных правонарушений наложить штрафные санкции в виде пени. Однако так просто, увы, «списку счастья» отделаться не получилось.

Мытарства индивидуального лицензирования

Что же повлечет за собой для субъектов ВЕД режим индивидуального лицензирования? Теперь компания А. для выполнения обязательств по контракту перед фирмой Б. обязана для каждой отдельной внешнеэкономической операции оформлять индивидуальную лицензию. Для этого первоначально в Минэкономики (или его территориальный орган) необходимо подать:

  • письмо-обращение от предприятия на фирменном бланке;
  • заявку с указанием всех реквизитов обеих сторон, данных по контракту и основания для оформления лицензии;
  • копию контракта и всех документов к нему (спецификаций, дополнений);
  • заверенную руководителем копию свидетельства о госрегистрации предприятия;
  • при получении лицензии на экспорт — плюс сертификат о происхождении товара (выдает Торгово-промышленная палата).

Далее в течение 15 рабочих дней (в случае срочности, когда субъект уже начал выполнение операции, – 5) заявление будет рассмотрено и после оплаты госпошлины лицензия выдана. Это, конечно, при благоприятных обстоятельствах и правильности оформления пакета документов. Кстати, выдается лицензия в двух оригинальных экземплярах: один – для таможни, второй – для банка.

Кроме того, в Положении о порядке выдачи разовых (индивидуальных) лицензий, утвержденном приказом Минэкономики от 17.04.2000 №47, содержатся ограничения по поводу взаимодействия с территориальными уполномоченными Минэкономики органами. К примеру, если субъект ВЭД осуществляет экспортно-импортные операции на сумму более $40 тыс., или если к иностранному контрагенту субъекта тоже применяются специальные санкции, то обратиться за выдачей лицензии можно только непосредственно в Министерство.

В итоге, попав под режим индивидуального лицензирования предприятие А. получает целый набор проблем. Для небольшого предприятия, не имеющего в штате юриста, получение лицензии может оказаться серьезным испытанием. И не стоит забывать о материальных затратах: за каждую лицензию нужно оплатить госпошлину в размере 0,2% от стоимости контракта. А это для крупных предприятий довольно приличные суммы, которые пойдут на пополнение госбюджета.

Практика абсурда

Именно желанием слегка подлатать казну можно объяснить всю эту канитель с введением специальных санкций. Ведь с точки зрения заботы государства о бизнес-климате в стране бремя наказания не адекватно тяжести нарушения. 

Если проанализировать «список счастья», вырисовывается следующая ситуация: у половины предприятий задолженность мизерна — 6 евро, 8 грн., $3. А в итоге для большинства из них этот долг может вылиться катастрофическими последствиями — срывом миллионных контрактов. Это, в свою очередь, отразится на уменьшении поступлений в бюджет в виде налогов в гораздо больших объемах, нежели те 0,2%, которые государство рассчитывает получить с «нарушителя». Казалось бы, абсурдность наложения санкций на них очевидна. Но с государством спорить сложно…

В этой ситуации можно разве что посоветовать предприятиям заблаговременно проверить, нет ли их в «списке счастья». Сделать это можно, заглянув на сайт Минэкономики в раздел «Специальные санкции». А Верховной Раде стоило бы задуматься о корректировке соответствующих норм законодательства, чтобы обезопасить субъектов ВЭД от блокирования их деятельности по формальным основаниям.

Краснов Іван, нові ставки, судовий збір

ИВАН КРАСНОВ

Партнер, 
Управляющий практики налогового права и судебного процесса 
Компании «МИР ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ»

044 383 28 82
099 549 28 27